ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБУДО «Алые паруса» 2021-2025гг.
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МБУДО «Алые паруса»:
· Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
· Трудовой кодекс РФ.
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной
Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
· Санитарные правила
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 года № 28);
· СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (утверждено
Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 года № 2);
· Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года
№ 467);
· Устав МБУДО «Алые паруса»
· Учебный план МБУДО
«Алые паруса»
Дополнительное образование детей
обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление
и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством
реализации дополнительных образовательных программ, оказания
дополнительных образовательных услуг
и информационно- образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в
познании и общении,
которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного
пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного
внимания и поддержки со стороны общества
и государства как образование, органично
сочетающее в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно
отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей
осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Особенность дополнительного образования состоит
в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в
соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Используя разнообразные
культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить
свой досуг.
Нужно
отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку
возможность проявить себя, пережить
ситуацию успеха (и притом
неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми
сферы приложения интересов
чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся
может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно
важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении
школьных дисциплин.
Структурно
дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками:
образовательным и культурно-досуговым, в которых осуществляется все многообразие
доступных детям видов деятельности.
Цели и задачи
Цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности
к познанию и творчеству.
Задачи:
1.
Сформировать условия для успешности обучающихся.
2.
Организовать социально-значимый досуг.
3.
Разработать и реализовать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
4.
Привить обучающимся навыки
проектной и исследовательской деятельности.
5.
Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
6.
Предупредить асоциальное поведение обучающихся;
обеспечить занятость подростков «группы риска».
7.
Повысить творческий потенциал
педагогических кадров; обеспечить использование инновационных
педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования
.
Режим работы
Занятия
возможны практически с любого возраста
(от 5 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
Направления деятельности:
Реализация задач происходит при помощи образовательных программ по 5 направленностям деятельности:
·
Техническая
·
Художественная
·
Естественнонаучная
·
Социально-гуманитарная
· Туристко-краеведческая
Основной упор при реализации дополнительных
программ делается на изучение истории морского флота, основ судостроения и
судомоделирования, технических основ и устройство корабля, развитии у
обучающихся практических навыков и ознакомлении с морской культурой, изучение
морской природы и экологии рек и морей, морского этикета и морской терминологии
а так же привитие патриотического
сознания и привязанности к своей малой Родине.
В 2021-2022
учебном году учебно-воспитательный процесс
реализуется по 17 образовательным программам, из них все 2 года обучения.
Художественной направленности 8 программ, технической направленности 2
программы, естественно-научной направленности 2 программы,
социально-педагогической направленности 3 программы.
Занятия в объединениях
проводятся по группам 10-15 чел., подгруппам (количество об-ся зависит от
количества детей в группе и специфики занятия), индивидуально или всем составом
объединения (раздел VIII п.8.2 СанПиНа 2.4.4.3172-14)
Для развития
творческих способностей одаренных детей и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, проводятся индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение
обеспечит охват 54 обучающихся, что составит 4 % от общего количества
обучающихся Учреждения.
На базе
основного здания по адресу: г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева 7 А будут обучаться 492
об-ся, что составляет 39.2 % от общего количества об-ся. На базе других
образовательных учреждений 760, 60.8 %.
Режим работы учреждения в этом учебном году в 2 смены (при наличии 2 смен занятий
организуется 30 -минутный перерыв между сменами).
Режим
занятий в неделю и их продолжительность по направленностям творческих
объединений регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14:
Всего в 2021-2022
уч. году в УДО будут заниматься 1252 об-ся, образовательная деятельности
будет осуществляться в 90 группах, 17 творческих объединениях.
Программы
художественной направленности.
Профиль
декоративно-прикладное искусство
На занятиях по декоративно-прикладному искусству
ставятся следующие задачи:
· Способствовать развитию
творческого мышления и дать возможность его реализации, создав условия для
свободного выбора;
· Нравственное и
эстетическое воспитание;
· Дать базовые знания по
художественной обработке различных материалов; научить детей практическим
навыкам художественной обработки различных материалов;
· Способствовать изучению и
освоению народного искусства, его специфики, знание основных его функций:
эстетической, бытовой, этнической, воспитательной, познавательной;
· Знакомить с основами
знаний в области композиции, формообразования и декоративно-прикладного
искусства.
Программы технической направленности
Задачи
программы:
· Пробуждать
любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов,
развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и
модели этих объектов, формировать умение и навыки работы с различными
материалами и инструментами;
· Воспитывать усидчивость,
настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность, трудолюбие и
самостоятельность, чувство взаимопомощи;
· Совершенствовать умения и
формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при
обработке бумаги и других материалов.
Программы естественно-научной
направленности
Задачи
программы:
·
Сформировать
экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и
неживой природы с человеком;
·
Обучить детей
основам экологии;
·
Воспитывать
уважительное отношение к миру природы;
·
Освоить простейшие методики по изучению состояния тех или
иных природных объектов и явлений.
Программы социально-гуманитарной направленности
Задачи
программы:
·
Воспитание
у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, коллективизма
и товарищества;
· Физическое и духовно-нравственное развитие
детей и подростков;
·
Совершенствование
ценностно-ориентированных
качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их
творческой активности.
1.2 Планируемые
результаты освоения обучающимися
Обучающиеся, прошедших обучение в объединениях дополнительного
образования, должны:
-
обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
-
знать особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно- нравственные основы жизни человека
и человечества, отдельных
народов, культурологические основы
социальных явлений и традиций;
-
уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, преобразовывать, сохранять
и передавать ее;
-
уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга
и развлечения;
-
овладеть способами духовного
и интеллектуального
саморазвития;
-
овладеть способами деятельности в собственных интересах
и возможностях с точки зрения
здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
1.3 Система оценки
достижения планируемых результатов.
Оценка образовательной деятельности ребенка
должна осуществляться по учебным
(чаще всего предметным) параметрам.
При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия
в конкурсах, смотрах,
олимпиадах; получению
спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно:
такие результаты наиболее
ощутимы и очевидны.
Но далеко
не каждый ребёнок
способен подняться до
уровня грамот и призовых мест. Также фиксация
преимущественно предметных результатов зачастую искажает
диапазон истинных достижений ребенка,
поскольку вне поля зрения остаются его личностные
результаты.
Конечно, формирование личностных качеств –
процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо
сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
Таким образом,
поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только
обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О
ее результатах необходимо судить по двум группам
показателей:
·
предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания,
умения, навыки);
·
личностным (выражающим изменения личностных качеств
ребенка под влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции).
Для
ребенка большое значение имеет оценка его
труда родителями, поэтому педагогу надо продумать
систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать
с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым
работам видеть рост своего ребенка
в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе
могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое
занятие, выставка, олимпиада, конкурс, конференция,
и т.п.
Главные
требования при выборе формы – она
должна быть понятна детям; отражать реальный
уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию
неудачника, не способного достичь
определенного успеха.